Год жатвы

Краткие размышления о прожитом 2020 годе.

 

Иерей Валерий Духанин фото http://duhanin.cerkov.ru

Анализировать что-то и давать оценку – в каком-то смысле пытаться стать выше того, о чем говоришь. Как бы взглянуть на происходящее сверху, увидеть причины, следствия и с удивлением воскликнуть: «Вот оно как всё на самом-то деле!» Но как рассуждать, если сам ты находишься в тех же волнах? Шторм еще не окончился, и мы не знаем, какой окажется следующая волна. Мы лишь свидетели тайны, которую Бог вершит над нами Своим непонятным нам Промыслом. Поэтому всё сказанное может быть лишь субъективным, личным восприятием.

2020 год оказался для современного общества чрезвычайно тяжелым. Он принес испытания, к которым мы оказались не готовы. Окинув мысленным взором минувшее, мы видим вещи удивительные. Чисто внешне, как главное событие года, все назовут, конечно, пандемию. На самом же деле на первом месте даже не пандемия, а наше поведение в связи с ней. А еще точнее – мировоззренческие всплески в обществе, которые сопровождали пандемию с самого ее начала вплоть до настоящего времени.

Поначалу никто особенно и не верил, что пандемия вообще возможна. Цивилизация, прогресс, наука – мы так далеко шагнули: какой там может быть вирус?! Господь открыл нам нашу беспечность. Мы отвыкли от серьезных потрясений, привыкли к тому, что можно ездить куда угодно, ходить, где хотим, а храмы у нас и вовсе в шаговой доступности. Как только появились первые известия о коронавирусе, это представлялось чем-то чрезвычайно далеким, не имеющим к нам отношения. Чем-то наподобие сказаний о лохнесском чудовище, о котором говорят, но которого никто в реальности не видел.

Но вот чудовище появилось в непосредственной близи, и тут стало не до шуток. Больницы переполнились. «Скорые» не успевали приезжать по вызовам. Попадавшие в реанимацию умирали один за другим. А те, кто перенес болезнь, испытали на себе ее тяжкие последствия, в частности поражение легких. В обществе же по-прежнему шли споры: а есть ли, собственно, вирус? зачем нам какие-то маски? к чему карантинные меры?

Особым испытанием стала повсеместная самоизоляция и переход учащихся на дистанционное обучение. Многие перенесли этот период крайне тяжело. Вспыхивали внутрисемейные склоки. Опыт самоизоляции показал: мы разучились общаться друг с другом, не знаем, как проводить время с детьми, а организовывать домашнее богослужение – вообще мало кто представляет, что это такое. Ситуация усугубилась тем, что храмы и монастыри оказались закрыты для массового посещения. Это пришлось на дни Страстной седмицы, Пасхи и Светлой седмицы – опыт совершенно уникальный для нашего времени.

Люди нашли выход: с головой погрузились в социальные сети, в самые глубины интернета. Что же они увидели там? Там они встретили «разоблачения» пандемии. Оказывается, коронавирус особой опасности не представляет, а значит, пандемия – лишь прикрытие какого-то «страшного массового эксперимента». Некие «ученые умы» спешили вскрывать «подноготную» происходящего, нагружая интернет сенсационными видеороликами. Наружу выползли страхи незаметно подкравшегося к нам антихриста. А самым незаметным изобретением этого антихриста стал восприниматься такой же незаметный «жидкий чип», внедряемый через вакцину.

«Откровения» достигли цели: люди разделились. Вспыхнули озлобленные споры. Зачастую противоположное мнение воспринималось как позиция врага. Всюду распространялись «разоблачения». Врачей обвиняли в заражении монахов и священников, а монахов и священников, поддержавших карантинные меры, винили в предательстве Христа.

В итоге пошатнулась любовь. И без того слабая в наших сердцах, она стала исчезать там, где в особенности должна проявиться. Там, где испокон веков принято поддерживать друг друга и защищать, то есть в периоды войн, потрясений и бедствий, люди разделились на разные лагеря, на сторонников и противников элементарных санитарных норм. Социальные сети наполнились перебранкой, взаимной грызней и руганью, порицанием друг друга.

В целом 2020 год – это год непомерно разросшихся апокалиптических настроений. Куда больших, чем в начале 1990-х годов. Тогда тоже указывались признаки «грядущего антихриста», но не было интернета, словно ветер раздувающего малую искру в бурный пожар. Теперь любое высказывание в сети способно заразить и охватить многих хуже самой пандемии. Даже воцерковленные люди, наслушавшись и начитавшись разной «аналитики» по поводу «подноготной» пандемии, говорили: «Мы думали, не доживем до этих последних времен. Но теперь, похоже, сроки наступили». Пик апокалиптических настроений выразился в крайних заявлениях вплоть до проклятия несогласных, а затем и откровенном уходе в раскол некоторых священнослужителей, в штыки воспринявших меры карантина. Судя по всему, впереди нас ждет еще множество самых разных мелких расколов по самому неожиданному поводу.

2020-й прошел как год разделений и споров. О чем только не спорили!

Таким образом, 2020 год прошел как год разделений и споров. Спорили о коронавирусе, о самоизоляции, о медицинских масках, о том, как правильно причащаться во время пандемии и являются ли меры дезинфекции надругательством над Таинствами Церкви.

Так получилось, что попутно спорили еще много о чем. О духовном образовании, психологии и PR-технологиях, о священниках, слагающих с себя священный сан, или о тех, кого священного сана лишили. О Белоруссии и массовых беспорядках. О вакцине и о том, как к ней относиться. Вспоминается пятый сон Родиона Раскольникова:

«Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать… В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться – но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались».

Не испытания оказались чрезвычайно сильными – это мы оказались чрезвычайно слабыми

Не испытания 2020 года оказались чрезвычайно сильными, вовсе нет – это мы оказались чрезвычайно слабыми. Собственно, что есть события минувшего года в сравнении с тем, что терпели наши отцы, деды и прадеды? Они прошли гонения, видели закрытие храмов (не на месяц, а на многие десятилетия), они знали репрессии, ежедневный труд за гроши (а то и без грошей – за трудодни в колхозе), войну и голод, восстановление страны, а потом и ее страшный распад. Но никто из них не впадал в панику, зазревая всюду происки антихриста. Они терпели то, что посылал Бог. Надо было защищать Родину – вставали как один и шли на фронт. Надо было ехать на Колыму – ехали и умирали. Если за исповедание веры их ставили к стенке – с тихой молитвой и тихой слезой шли и становились. Чистым огоньком лампады, словно звезды среди ночного неба, их души озарили темную жизнь безбожного на тот момент общества. Их молитвами, их предстательством выстрадано возрождение Церкви, на их крови поднялись новые храмы и воскресли храмы закрытые. А мы, едва услышав про медицинские маски и про короткий карантин, впали в панику и закричали: «Неслыханное гонение на Церковь». Если бы мы хоть краем глаза увидели жизнь наших отцов, дедов и прадедов, то мы бы поняли, насколько мы изнежены и избалованы.

Может быть, Господь для того нам и попустил испытания, чтобы показать, что же у нас внутри, насколько мы ранимы, чрезвычайно тревожны, нетерпимы друг к другу. И может быть, конечная цель испытания – проверить, а есть ли у нас в сердце любовь. Любовь – дух Христов. «Если же кто духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8: 9).

На фоне всех искушений 2020 года совершалось и нечто удивительное, куда более светлое. Немало нашлось тех, кто не шумел в соцсетях, а продолжал жить во Христе и со Христом. Тех, кто не роптал, а продолжал молиться. Тех, кто жертвенно шел к больным и зараженным. Врачи и священники (последние тоже надевали специальные защитные костюмы, чтобы причащать в больницах тяжко страждущих) не щадили себя. Поскольку не всегда удавалось уберечься, те и другие заражались, умирали, отдав свою жизнь ради других.

Таким образом, для одних 2020 год был годом апокалиптических страхов, а для других он стал годом жертвенности и мужества. Одни с пеной у рта, не закрытого медицинской маской, спорили о тайных заговорах мирового правительства, о жидком чипе, о подноготной пандемии, другие молча жертвовали собой, спасая кого только возможно. Согласно докладу Святейшего Патриарха Кирилла на епархиальном собрании духовенства Москвы, почивших священнослужителей в этом году оказалось почти в три раза больше, чем в прошлом.

Действительно, в этом году нас покинуло необычайно много пастырей. Причем вовсе не обязательно от ковида.

Как будто Господь специально решил собрать Свою жатву после тридцатилетия исхода нашего Отечества из плена безбожия. Смерти начались задолго до пандемии и продолжались весь год. Епископы и простые монахи, священники и архимандриты. Весь год земля отдавала дань Небу. Начав с протопресвитера Матфея Стаднюка, протоиерея Георгия Ореханова и протоиерея Всеволода Чаплина, видимая разлука – смерть – проредила строй клира. Протоиерей Димитрий Смирнов и протоиерей Георгий Бреев – разве же мы забудем их? Лаврские старцы: архимандриты Лаврентий (Постников), Никодим (в схиме Никон, (Деев)), Илиан (Племенюк), Герман (Чесноков), игумены Игнатий (Амелькович), Тихон (Барсуков; кстати, главный врач обители) – они как будто сговорились, чтобы вместе в короткий период покинуть земную храмину. И воспаряли лаврские птицы к Небесам, те самые прекрасные птицы, кои открыты были в видении авве Сергию. Не только лаврские, но и оптинские, и псково-печерские, и многие другие, известные нам и безвестные, знаменитые и тихо совершавшие путь своего служения. Жатва не оказалась напрасной: в Небесных обителях много новых молитвенников.

Минувший год в каком-то смысле отмерил тридцатилетие пути. Это путь Церкви и в целом Отечества после крушения системы безбожия. Вопреки нахлынувшим новым соблазнам – растлению, сектантству, пропаганде насилия – Церковь необычайно укрепилась и привлекла к себе общество. В этой связи в 2020 году состоялось событие, мало кем серьезно замеченное. Мы получили новую Конституцию, в которой впервые сказано о Боге, о том, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». Коронавирус приходит и уходит, а Конституция останется. Вера в Бога – безусловная, базовая ценность нашего народа. И значит, никто не имеет права на эту ценность посягать.

Еще мы встретили 75-летие Великой Победы. Пусть внешние обстоятельства не дали отметить праздник насколько хотелось торжественно, но разве сердце наше не торжествовало? Казалось бы, прошло столько лет, а Победа по-прежнему с нами. Ее никто не отнимет у нас. Слава России – не в том, чтобы непременно искать себе славы, а в том, что ради всего мира Россия жертвовала собой в борьбе с видимым злом. И потому Великая Победа останется для нас событием священным. По этому признаку мы узнаём, что Россия еще жива.

Вот наша слава: ради всего мира Россия жертвовала собой в борьбе с видимым злом

Победа напоминает также о единстве, когда и русские, и украинцы, и белорусы, узбеки и татары, кавказцы и среднеазиаты, «тунгус и друг степей калмык» – все, как единый народ, отдали себя ради общей победы. Отказ того или иного народа от праздника Победы над фашизмом – в каком-то смысле индикатор, что происходит с этим народом, готов ли он хранить единство или отколоться от него.

В минувшем году мы старались много чему научиться.

  • Во-первых, серьезному отношению к жизни: цени день, который Бог даровал тебе. В этот день молись Богу, делай добро, заботься о дорогих и близких. Может быть, следующий день Бог тебе уже не отпустит.
  • Во-вторых, мы стали больше ценить храм и богослужение. Пережив изоляцию и временное отделение от храма, мы по-новому смотрим на Таинства. Причащение Святых Христовых Таин – не заурядность обыденного характера, которая нам подастся всегда, когда захотим, а драгоценный момент встречи с Господом, и этой встречи надо еще заслужить.
  • В-третьих, мы учились дисциплине. Как в армии, без лишних объяснений, когда сказали надевать медицинские маски и пользоваться антисептиками, значит, так надо.

Россию не сломили нашедшие испытания. Мы никому не подчинились, не потеряли суверенитет, вакцину разработали свою, отечественную. Смертность от коронавируса у нас оказалась значительно ниже – во многом благодаря своевременно принятым мерам. В целом же государство научилось четким и слаженным действиям на случай чрезвычайной ситуации.

Всякое испытание есть посещение Божие. Бог посещал нас целый год! Значит, Он рядом с нами. Он показал нам наши немощи, чтобы мы учились работать над собой, но нас Он не оставил. Поэтому и впредь не стоит бояться – с нами Бог, Который не попустит испытаний, нам не полезных.

Священник Валерий Духанин

31 декабря 2020 г.

Оцените статью
uspenie
 Свято-Успенский мужской монастырь, г. Орёл