26 июля Cвятая Церковь чтит память святых отцев шести Вселенских Соборов, Собор Архангела Гавриила, преподобного Стефана Савваита (794), Собор преподобных отцов Хилендарской обители, на святой горе Афон просиявших.
Накануне, в субботу наместник обители игумен Кирилл (Саввин) возглавил всенощное бдение в сослужении иеромонаха Митрофана (Бородина), иеромонаха Петра (Шилова), иеромонаха Антония (Павлова), иеромонаха Елеазара (Сухорукова), протоиерея Василия Стойка, и иеродиакона Аарона (Ставцева).
В воскресенье совершено две божественные литургии.
Раннюю Литургию в Успенском храме совершил иеромонах Митрофан (Бородин).
Позднюю Литургию в Казанском храме возглавил игумен Кирилл (Саввин) в сослужении иеромонаха Петра (Шилова), иеромонаха Антония (Павлова), иеромонаха Елеазара (Сухорукова), протоиерея Василия Стойка и иеродиакона Аарона (Ставцева).
По окончании литургии отец Елеазар обратился с проповедью. Он кратко пересказал Евангельский отрывок, прочитанный во время литургии, акцентируя внимание на исцелении Господом Иисусом Христом двух слепцов и немого бесноватого. При этом исцелённые слепцы, нарушают запрет Господа рассказывать об исцелении: «Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.» (Мф., 9:30-31). Но винить их за это сложно. Батюшка предложил представить, как это – человек долгие годы ничего не видел, и вот он прозрел. Мы поймём, как трудно, и даже невозможно скрыть свою радость, да и сам факт прозрения от окружающих. После исцеления немого бесноватого фарисеи на возгласы народа «никогда не бывало такого явления в Израиле.» (Мф., 9:33) обвинили Иисуса Христа в том, что «Он изгоняет бесов силою князя бесовского.» (Мф., 9:34). Почему они так сказали? Зависть! Она не позволила им увидеть в нищем страннике Иисусе из Назарета ожидаемого всеми иудеями Мессию. Они лишь видели в Нем угрозу своему духовному авторитету. Батюшка напомнил, кто такие фарисеи – это была в Древнем Израиле такая особая группа людей, которые скрупулёзно изучали Священное Писание, толкуя его в одном узком направлении: что Мессия придёт как богатый царь, захватит весь мир и поработит евреям все народы. Но Мессия (Христос) пришёл в виде нищего странника, творит чудеса, народ к нему тянется, видит Его духовность. А от фарисеев, которые ранее были непререкаемым авторитетом, народ отвернулся.
Что же такое зависть? По ёмкому определению святых отцов, зависть – это скорбь о благополучии ближнего.
То есть человек завистливый печалится и скорбит, когда у ближнего всё хорошо, и наоборот – радуется, когда у ближнего всё плохо. Своё благополучие ему не в радость, а скорбь ближнего доставляет ему наибольшее удовольствие.
Зависть ещё отвратительна тем, что в отличии всех других страстей, (чревоугодие, блуд, лень и др.) которые приносят хоть кратковременное и мнимое удовольствие, эта страсть не даёт никакого удовольствия, она пожирает человека изнутри.
Василий Великий пишет, что завистливый «враг того, что есть, и друг того, что погибло».
Батюшка призвал всех следовать вере Евангельских слепцов, которые не просто следовали за Христом, они вопияли Ему вслед: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф., 9:27). Они надеялись, верили, что он может это сделать и получив исцеление, исповедали Господа перед всем народом. Да не будем мы уподобляться завистливым фарисеям. Ибо зависть приносит только вред и погибель души. Аминь!
По окончании литургии братия направилась в трапезную где был совершен чин о Панагии.
Фото: послушник Дмитрий Кисенков