Неделя 7-я по Пятидесятнице. Память святых отцев шести Вселенских Соборов.

26 июля Cвятая Церковь чтит память святых отцев шести Вселенских Соборов, Собор Архангела Гавриила, преподобного Стефана Савваита (794), Собор преподобных отцов Хилендарской обители, на святой горе Афон просиявших.

Накануне, в субботу наместник  обители игумен Кирилл (Саввин) возглавил  всенощное бдение в сослужении иеромонаха Митрофана (Бородина),  иеромонаха Петра (Шилова),  иеромонаха Антония (Павлова), иеромонаха Елеазара (Сухорукова), протоиерея Василия Стойка, и иеродиакона Аарона (Ставцева).

В воскресенье совершено две божественные литургии.

Раннюю Литургию в Успенском храме совершил иеромонах Митрофан (Бородин).

Позднюю Литургию в Казанском храме возглавил игумен Кирилл (Саввин) в сослужении иеромонаха Петра (Шилова),  иеромонаха Антония (Павлова), иеромонаха Елеазара (Сухорукова), протоиерея Василия Стойка и иеродиакона Аарона (Ставцева).

По окончании литургии отец Елеазар обратился с проповедью. Он кратко пересказал Евангельский отрывок, прочитанный во время литургии, акцентируя внимание на исцелении Господом Иисусом Христом двух слепцов и немого бесноватого. При этом исцелённые слепцы, нарушают запрет Господа рассказывать об исцелении: «Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.» (Мф., 9:30-31). Но винить их за это сложно. Батюшка предложил представить, как это – человек долгие годы ничего не видел, и вот он прозрел. Мы поймём, как трудно, и даже невозможно скрыть свою радость, да и сам факт прозрения от окружающих. После исцеления немого бесноватого фарисеи на возгласы народа «никогда не бывало такого явления в Израиле.» (Мф., 9:33) обвинили Иисуса Христа в том, что «Он изгоняет бесов силою князя бесовского.» (Мф., 9:34). Почему они так сказали? Зависть! Она не позволила им увидеть в нищем страннике Иисусе из Назарета ожидаемого всеми иудеями Мессию. Они лишь видели в Нем угрозу своему духовному авторитету. Батюшка напомнил, кто такие фарисеи – это была в Древнем Израиле такая особая группа людей, которые скрупулёзно изучали Священное Писание, толкуя его в одном узком направлении: что Мессия придёт как богатый царь, захватит весь мир и поработит евреям все народы. Но Мессия (Христос) пришёл в виде нищего странника, творит чудеса, народ к нему тянется, видит Его духовность. А от фарисеев, которые ранее были непререкаемым авторитетом, народ отвернулся.

Что же такое зависть? По ёмкому определению святых отцов, зависть – это скорбь о благополучии ближнего.

То есть человек завистливый печалится и скорбит, когда у ближнего всё хорошо, и наоборот – радуется, когда у ближнего всё плохо. Своё благополучие ему не в радость, а скорбь ближнего доставляет ему наибольшее удовольствие.

Зависть ещё отвратительна тем, что в отличии всех других страстей, (чревоугодие, блуд, лень и др.) которые приносят хоть кратковременное и мнимое удовольствие, эта страсть не даёт никакого удовольствия, она пожирает человека изнутри.

Василий Великий пишет, что завистливый «враг того, что есть, и друг того, что погибло».

Батюшка призвал всех следовать вере Евангельских слепцов, которые не просто следовали за Христом, они вопияли Ему вслед: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф., 9:27). Они надеялись, верили, что он может это сделать и получив исцеление, исповедали Господа перед всем народом. Да не будем мы уподобляться завистливым фарисеям. Ибо зависть приносит только вред и погибель души. Аминь!

По окончании литургии братия направилась в трапезную где был совершен чин о Панагии.

Фото: послушник Дмитрий Кисенков